Исчезающее Семиозерье. Почему обмелело озеро Круглое в поселке Самусь и можно ли его спасти?
Эта местность возле поселка Самусь, примерно в 50 километрах от Томска, называется Семиозерьем. Томичи и северчане приезжают отдыхать к чайной воде озера Мальцева, к дикому таежному озеру Якову, но чаще всего — к красивейшему озеру Круглому, которое находится среди соснового бора прямо на окраине поселка.
В последние годы местные жители и туристы стали замечать, что озеро Круглое сильно обмелело. Береговая линия, которая раньше начиналась сразу от корней деревьев, отступила на несколько метров. Обнажилось песчаное дно. С западной стороны, где было поросшее камышом мелководье, вырос настоящий луг; по нему можно ходить, не боясь промочить ноги. Даже вода изменилась: раньше мелкий чистый песок блестел золотыми искрами над водой коньячного оттенка; теперь вода стала более светлой, а на дне появился неприятный темный осадок.
Что случилось с озером? Неужели оно погибает? Можно ли его спасти? Чтобы выяснить это, мы встретились с местными жителями, побывали в университете, пообщались с чиновниками. Узнали, что в опасности не один водоем, но вся озерная система; началось это не вчера, и в советское время нашли неожиданное решение проблемы; а сегодня есть реальная программа восстановления не только этого озера, но и его давно погибшего соседа.
Семь озер
Леонид Никодимович Войцеховский, наш проводник по озерному комплексу — коренной житель этих мест. 80 лет назад он родился в деревне Семиозёрки, что на берегу озера Мальцево. Потом переехал в Самусь, где много лет работал учителем немецкого и русского языков. Он обошел пешком и на лыжах, проехал на велосипеде все Семиозерье, узнал и записал его историю.
В молодости Леонид Никодимович слышал рассказы старожилов о том, что в самом начале ХХ века озер было действительно семь: Яково, Моховое (маленькое озерцо, отделенное от Якова болотным перешейком), Мальцево, Маленькое (Малое Мальцево), Митрево, Круглое (первоначальное название Худеево или Гудеево), Емельяново. В наши дни осталось только пять, три из которых крупные, а два — совсем небольшие, озера-спутники. Все они составляют единую озерную систему, соединенную между собой протокой (самусьчане называют ее проточкой).
Озёра расположены каскадом. Самое верхнее — Яково, оно питается водой из лесных болот и ручьев. Самое нижнее — Круглое, из него вода по протоке должна уходить в речку Самуську, а затем в Томь. Но — не уходит.
1. Моховое озеро
2. Яково озеро
3. Мальцево озеро
4. Малое Мальцево озеро
5. Митрево озеро
6. Круглое озеро
7. Бывшее Емельяново озеро, ныне болото
8. Протока, соединяющая озера
9. Река Камышка
10. Система болот, питающих озера.
Первым стало зарастать озеро Емельяново. Как выяснил Войцеховский, еще в 1900-х годах на нем рыбачили, но уже в середине века оно полностью заросло зыбуном.
«По его берегам на моховых кочках вырастала клюква, и ходить за ней было опасно, так как под зыбуном встречались „окна“ — слабо заросшие, почти полые водяные прогалы. Почему погибло озеро Емельяново — не установлено, есть лишь предположение, что оно скатилось по образовавшейся промоине в речку Самуську. В настоящее время на месте озера — большое торфяное болото, поросшее мелколесьем, и только вековые сосны, пихты и кедры на высоких крутых его берегах напоминают о царившей здесь когда-то первобытной лесной красоте. В память об этом озере, живописные его берега-косогоры, светлые поляны в обрамлении берез самусьчане назвали Емельяновкой. Уже более полувека по емельяновским горкам пробегает каждой зимой лыжная трасса. Она никогда не пустует».
Леонид Войцеховский
Почти превратилось в болото небольшое озерцо Митрево, которое находится между Мальцевым и Круглым. А теперь та же участь грозит и самому Круглому.
— Первоначально оно называлось Худеево озеро, так как здесь жило семейство Худеевых, — рассказывает, идя по берегу, Леонид Никодимович. — И сейчас в деревне один живет один из потомков Худеевых в 6-7 поколении. О его родословной ему я рассказывал, он — современный человек… На первых картах 40-х годов озеро обозначили не Худеево, а Гудеево. Много раз мне приходилось исправлять, это была просто ошибка. Потом кто-то придумал название Окунево, не было такого. Самое последнее название, которое держится около века — Круглое озеро. Так мы его и именуем.
Работая в школе, Леонид Никодимович часто ходил со своими учениками на берег озера, давал им задания, связанные с краеведением. Например, нарисовать план местности и обозначить названия на немецком языке, как будто для иностранных туристов. Такую схему, нарисованную в 2012 году ученицей 8 класса Ольгой Кирносовой, учитель принес на встречу с нами.
На плане видны все семь озер, бывшие и настоящие, а также соединяющая их протока. Видно, как сквозь весь поселок — под мостиками и через огороды — протока уводила излишки воды в Томь. Одна из улиц поселка так и называется, Малая Проточная. Но в этом году протока абсолютно суха.
Катастрофа 1981 года
В советское время места соединения протоки с озерами оборудовали трубами. Причем, как считает Войцеховский, трубы на месте выхода протоки, соединяющей Мальцево озеро с Митревым, положили выше уровня воды: это нарушило нормальный водообмен между озерами и стало одной из причин гибели небольшого водоема. Но главная причина обмеления озер, по мнению краеведа, была заложена еще в 70-е годы.
«В 70-х и начале 80-х годов по бассейновому участку озер пролегла трасса нефтепровода „Александровское — Анжеро-Судженск“, а возведенная в те же годы насыпь для прокладки по ней труб очистных сооружений Томска и Северска стала препятствием прохождения воды в озеро Яково. Образовались глухие мертвые болота с подтопленным и погибшим лесом».
Леонид Войцеховский
Часть воды, раньше поступавшая в Яково, стала уходить напрямую в реку Камышку, которая впадает в Томь. Местные жаловались, — приезжали комиссии, брали пробы воды, обещали повлиять, но до дела не дошло.
В 1981 году с озером Круглым произошла катастрофа, напоминающая современную. Зима выдалась почти бесснежной, весенний паводок был низким и озеро пересохло более чем на треть. «Обнажившееся дно потрескалось, поросло фиолетовым лишайником и напоминало поверхность необитаемой планеты», — писал в своих воспоминаниях Леонид Никодимович. Сегодня та же самая некрасивая, жесткая растительность снова появилась на бывшем речном дне.
Тогда директор Самусьского судостроительного-судоремонтного завода Владимир Амосов принял решение наполнить озеро из протекающей неподалеку речки Камышки. В поселке и сейчас живет непосредственный участник тех событий, Илья Семенович Шевцов, который в то время был главным механиком завода.
Подъезжаем к кирпичным домам, которые когда-то были построены заводом прямо на берегу затона, где стоят речные суда.
Спрашиваем у проходящей мимо женщины, где живет бывший главный механик Шевцов, и она безошибочно указывает дом и квартиру: здесь все друг друга знают. К счастью, Илья Семенович оказался дома и согласился с нами поговорить.
— Тогда была Советская власть, и понятие о том, что положение нужно спасать, у всех было в сердце: от школьников до директора. А директором был Владимир Васильевич Амосов, бог и царь Самуськов. В его подчинении были водозаборы, теплотехника, котельная, жилмассивы и так далее. И он главный принимал всегда решения, — вспоминает пенсионер. — При каждом заводе по приказу Правительства была введена экологическая служба, в которую входил и я. Мы понимали, что еще сезон пропустим, и всё, останемся практически в болоте. Было принято решение спасать это озеро с помощью подачи воды из Камышки.
По рассказам Шевцова, в Камышке установили небольшой насос мощностью 30 кВт, проложили водопровод длиной 163 метра. Насос по трубе поднимал воду на гривку, а дальше она уже шла в озеро самотеком по выкопанному в земле каналу.
Воду качали в течение двух месяцев. По воспоминаниям Ильи Семеновича, таким образом в озеро было переброшено около 600 000 кубометров воды. Этого хватило, чтобы наполнить озеро до прежнего уровня.
Схему озерного комплекса см. выше
11. Насыпь трубопровода
А / Б — Возможная схема водосборного бассейна. Предположительно, из-за насыпи часть воды с болот не поступает в систему озер, а уходит напрямую в Камышку
12. Местонахождение насоса на р. Камышке летом 1981 года
13. Примерное местонахождение временного русла, по которому поступала вода
— Надо было видеть эту красоту! — Леонид Никодимович тоже отлично помнит события 40-летней давности. — Озеро стало таким, каким должно быть. Они даже переборщили тогда с наполнением воды, потому что некоторые сосны погибли. Мы с учениками посадили 90 деревьев до самой лыжной базы. Каждое — в честь кого-то: мамы, подруги, братика.
Оба старожила считают, что нынешнюю катастрофу можно устранить тем же самым способом: снова накачать воду из Камышки. Как ни странно, ученые и должностные лица, с которыми мы беседовали позже, ничего не знают о той истории.
Верхние озера
Побывали мы и на озере Мальцеве, на родине Леонида Никодимовича. Он — потомок переселенцев из Белоруссии, которые еще до революции добровольно отправились осваивать сибирские земли. Сейчас Семиозёрки — дачный поселок, но до середины 50-х годов здесь был колхоз «Рабочая правда», работала школа.
«9 мая 1945 года старенькая учительница Романенко Анна Ивановна организовала с детьми поход в лес, где дети выкопали берёзки, молодые тополя, и посадили в этот памятный день деревья возле школы. Несколько берёз и тополей с 1945 года живы и поныне».
Леонид Войцеховский
Леонид Никодимович вспоминает и то, как он в детстве с друзьями переплывал озеро на лодочке-обласке, чтобы набрать шишек со старого кедра. А хозяева ближайших огородов гоняли мальчишек, чтобы не покушались на урожай. Кедр старый, стоит он у самой воды и сейчас, а значит, Мальцево осталось в прежних берегах. И цвет воды тот самый, чайный, настоянный на хвое и шишках.
А вот и протока, которая соединяет Мальцево и Яково. В ней есть вода, заметно течение. Однако, видимо, этой воды хватает только на то, чтобы наполнить озеро Мальцево, дальше по каскаду она не идет.
Раньше, вспоминает старожил, вода в этой протоке была заметно выше. Но это уже давно не так, и рыба пелядь, запущенная в озеро Яково еще в 1980-х годах, однажды массово погибла в заболоченной протоке при попытке перейти в соседний водоем.
Естественный процесс
Ученые утверждают, что заболачивание и постепенное исчезновение озер — естественный природный процесс. Буровато-зеленые округлые пятна среди лесов, которые можно видеть на спутниковом снимке, тоже когда-то были озерами. Они очень давно и без участия человека превратились в болота.
— Конечно, на превращение озера в болото могут уйти сотни и более лет, но эти процессы заметны уже сейчас, — говорит доцент кафедры гидрологии ТГУ Дмитрий Вершинин. Он в составе научного коллектива, возглавляемого профессором Валерием Земцовым, уже 12 лет изучает территорию Семиозерья. — Мы видим на Круглом частично заболоченные участки. Водные растения на этом участке погибли, сейчас там растительность, типичная для прибрежных заболачиваемых озер. Озеро Митрево уже практически превратилось в низинное болото, мы наблюдаем его в таком состоянии с 2008 года. Верхние по уровню озера — Яково и Мальцево, в этом году наполнились до своего нормального уровня, после которого должен идти сброс воды вниз по каскаду. Из Мальцева сброс воды был минимальный, вода доходила до труб, но переливов почти не наблюдалось.
Гидролог отмечает, что система озер чувствительна даже к естественным климатическим колебаниям, и от году к году уровень воды в них меняется. В многоводные годы озера переполнялись и даже топили территорию поселка Самусь, так как сбросной ручей не справлялся с напором воды. В 2020 году ученые наблюдали, можно сказать, исторический минимум уровня воды на Круглом озере — около метра ниже сбросных сооружений. Это связано с тем, что в последние три года количество осадков летом и особенно осенью было относительно низким. Поверхностного водосбора практически нет, лесные ручьи мелеют. Воде просто неоткуда браться!
Гидрологи ТГУ планируют установить на одном из озер систему мониторинга, с помощью которой можно вести наблюдения практически за всеми важными показателями: уровнем воды количеством осадков, объемом и скоростью испарения, температурой воды на разных глубинах и так далее. Это даст больше информации для расчета водного баланса: сколько воды и какими путями поступает в озеро и сколько уходит.
Проблема сейчас — в финансировании и поиске подходящего места для установки, чтобы небольшой прибор, работающий на солнечных батареях, не украли или повредили злоумышленники.
Уверенно ответить на вопрос, виновата ли дамба, Дмитрий Вершинин не смог: недостаточно данных. Необходимо проводить более детальные исследования:
— У нас тоже есть такие подозрения, но чтобы их подтвердить, нужно провести геологические работы, — говорит ученый. — Дело в том, что тут сеть болот, вода движется сквозь грунт в толще болотных отложений. Чтобы обосновано утверждать, что часть этих вод по коллектору сбрасывается в реку Камышку в обход системы озер, нужно закладывать скважины для наблюдения за уровнем грунтовых вод, на что пока нет финансирования.
Выходом из ситуации, по мнению Дмитрия, может быть создание системы затворов, как на водохранилищах, которые регулируют количество сбрасываемой воды, чтобы поддерживать достаточный для каждого озера уровень в разное время года. Когда воды в системе не хватает, можно повторить и историю 1981 года с закачкой воды из реки — но только если исследования покажут, что она по составу близка к озерной. Но и очистка дна, особенно в сильно заболоченном Митреве, может оказать положительный эффект.
Шанс на спасение
Является заболачивание озера естественным процессом, или вина за его обмеление полностью лежит на человеке, — по сути, не принципиально. Важно спасти красивый и чистый водоем, и такие попытки предпринимаются.
В областном Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды лежит готовый проект «Восстановление и экологическая реабилитация озерного комплекса в поселке Самусь». Его разработало ООО «Экотектор» по заказу администрации Томской области, оно же и будет заниматься восстановлением озера. Также в разработке проекта принимал участие Отдел водных ресурсов по Томской области, подразделение Федерального агентства водных ресурсов — организация, ведающая всеми водоемами области.
Суть проекта состоит в очистке двух озер — Круглого и Митрева — от донных отложений. Небольшое Митрево из-за плотных илистых наносов практически потеряло свою глубину — сейчас она даже при максимальном подъеме воды составляет всего около полуметра. Из него планируется вычерпать более 11 тысяч кубометров ила на площади 23600 м2. После этого Митрево должно из болота снова стать озером.
Гораздо более крупное озеро Круглое пока находится не в таком запущенном состоянии. Илистые отложения в его акватории скопились, в основном, у водопропускной трубы, той самой, которую нам показывал Леонид Никодимович. Оттуда их и планируют удалять. Площадь очистки в два раза меньше, чем на Митрево — 11 860 м2, зато грунта собираются удалить больше — около 20 тысяч кубометров.
Результатом, по мнению разработчиков проекта, должно стать оздоровление озер:
«Удаление донных отложений, предусмотренных в проекте, позволит увеличить время повторного заиления и образования мелководий и заболачивания озера. С удалением отложений из озер значительно снизятся процессы разложения органических веществ, соответственно уменьшится накопление продуктов распада — питательных (биогенных) элементов азота, фосфора. В результате чего улучшится состав полезной микрофлоры водоемов, начнутся процессы восстановления биологического равновесия и биологического самоочищения озер», — говорится в документе.
Расчистка озер будет выполняться при помощи небольшого плавающего экскаватора с емкостью ковша 0,5 м3. Разработанный грунт будут перебрасывать к берегу, а затем грузить на самосвалы. Изначально планировалось вывозить илистые отложения на полигон ТБО, но сейчас, как сказали в департаменте, допускается возможность использования этого питательного субстрата для удобрения полей — если анализы покажут отсутствие в иле опасных веществ.
С восточной стороны озера Круглого будет построена временная дорога длиной 240 м. По проекту планируется снятый при ее строительстве грунт отвезти на площадку временного хранения, расположенную в трех километров от озера. А после окончания работ обещают разобрать временную дорогу и вернуть растительный слой на место.
ООО «Экотектор», исполнитель проекта, уже опубликовало несколько вакансий на Хедхантере, которые могут быть связаны с выполнением этих или подобных работ. Компании требуется геодезист, гидротехник и эколог в Томске.
Как сказала начальник Отдела водных ресурсов по Томской области Галина Мершина, восстановление озерного комплекса уже заложено в федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов», это часть национального проекта «Экология». Всего на очистку озер и рек в регионах России только в 2020 году было выделено более полутора миллиардов рублей. До нашего Семиозерья очередь дойдет, вероятнее всего, в 2022–2023 годах. Уже в начале следующего года проект будет вынесен на защиту в Федеральное агентство водных ресурсов, и, если она пройдет успешно, финансирование работ будет включено в бюджет следующего года.
Леонид Никодимович Войцеховский и другие активисты поселка Самусь, которые этой весной направили петицию в Думу Северска, считают, что власть не обращает внимания на проблему и озеро обречено. Наше расследование показало, что все не так безнадежно: состояние Семиозерья изучают научные организации, планы по его восстановлению разрабатывают органы государственной власти. Жаль, что почти все они никак не согласуют свою деятельность друг с другом, не обмениваются результатами своих изысканий, что наверняка позволило бы выработать более рациональные решения. И уж тем более никто не приходит поговорить местными жителями, которые чувствуют себя брошенными на берегу погибающего озера.
Текст: Катерина Кайгородова, Анастасия Нейзлер
Фото: Владимир Дударев
За помощь в подготовке материала редакция благодарит Леонида Никодимовича Войцеховского и Сергея Мальцева
Источник: obzor.city
Очень поздно спохватились и зачем вообще вспомнили, все равно ни каких действий не будет, как и небыло ни когда.
Раньше когда протекала протока и заморялась от веток и мусора, ни кто ведь не прочищал, а ходили сами жители, как могли и проталкивали это все вперед, а это очень не легко, когда все огорожено и заросшее.
Я просто понять не могу, почему вообще об этом стали интересоваться, если ни чего делаться не будет?
Лучше местную шушеру проверяйте, которые не понятно чем занимаются в лесу и зарабатывают на этом деньги, которые перекопали или закопали протоку, а из-за таких сволочей погибло почти озеро.
Это как говориться, сегодня одно, а завтра другое.
А люди будут верить в сказки, которые пишут здесь, что помогут, НЕТ, НЕ ПОМОГУТ, ЭТО УЖЕ ЯСНО, ПРОСТО ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ, КАК ВСЕГДА.